Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге
Задания по Функциональной грамотности
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (на сайте представлены демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности):
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ):
Внешние исследования функциональной грамотности
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки.
Посмотрите в таблице ниже подробную информацию про каждое исследование:
Исследование |
Что проверяет |
Какие классы |
Когда проходит |
Когда ближайшее |
TIMSS |
Качество математического и естественно-научного образования |
4-е и 8-е |
Раз в четыре года |
2023 год |
PIRLS |
Качество чтения и понимания текста |
4-е |
Раз в пять лет |
2021 год |
PISA |
Все виды грамотности |
15-летние школьники |
Раз в три года |
2021 год |
Оценка качества образования по модели PISA |
Качество математического и естественно-научного образования |
8-е и 9-е |
Раз в четыре года |
2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком |
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.
Внутришкольный мониторинг
Внутри школы проводят общий мониторинг метапредметных результатов школьников. Внутренний мониторинг является частью системы оценки школы, проводить его – требование ФОП. В ФОП ООО и ФОП СОО закрепили три оценочные процедуры для внутреннего мониторинга метапредметных результатов:
- для проверки читательской грамотности – письменная работа на межпредметной основе;
- проверки цифровой грамотности – практическая работа в сочетании с письменной компьютеризованной частью;
- проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и/или индивидуальных учебных исследований и проектов.
Федеральный уровень
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 “Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
- Письмо Министерства Просвещения России от 14.09.2021 «Об организации работ по повышению ФГ»
Региональный/районный уровень
- Распоряжение КО от 03.10.2022 №1936-р о плане мероприятий по Функциональной грамотности
- Распоряжение КО СПб № 2920-р от 22.10.2021 Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности
Школьный уровень
- Приказ об организации работы по формированию функциональной грамотности 2023-2024
- Справка по итогам контроля реализации плана по формированию ФГ 2022-2023
- Справка по итогам контроля реализации плана по формированию ФГ 2021-22